Направления развития современного искусства художественной ковки
Развитие искусства художественной ковки происходило очень не равномерно. Только в конце ХХ – начало ХХI столетия в искусстве ковки определилось два направления:
Ювелирное искусство, которое включает ювелирную пластику и украшения
Кузнечное искусство, которое может быть как монументально архитектурным, так и бытово-сувенирной пластикой.
Эти направления искусства ковки лучше рассматривать отдельно один от другого. Технологическая специфика обусловлена историческим путем и разними предпосылками развития.
Во второй половине ХХ века появились способствующие условия для возрождения искусства ковки. До этого ювелирное дело не считали искусством, а рассматривали как ремесло, поэтому оно не приворачивало практически не какого внимания. Художники-ювелиры, которые на тот момент было не много, не имели возможности принимать участие в выставках. Им запрещалось работать с драгоценными материалами…
Искусство ковки тоже было в упадке, а кузнецов-художников также было мало. Только в конце ХХ века начались заметные сдвиги в искусстве художественной ковки. Это связано с интенсивным ростом частного строительства и архитектурным бумом. Резко возросла потребность в ковке, которая украшает и эстетично дополняет архитектуру. Стремительно развиваются кузни и появляется новая генерация художников-ковалей.
Не обращая внимание на то, что кафедра художественного металла ЛНАМ появилась недавно, уже есть ряд художников по ковке, которые плодотворно работают в этом направлении. Проводятся фестивали, выставки художественной ковки. Наблюдается общий взлет художественного металла. Но творец должен постоянно находиться в творческом поиске и не останавливаться на достигнутом. Начало нового тысячелетия отмечается новыми открытиями в науке и технике. Появляются новые методы обработки метала и других материалов, которые могут бить использованы в синтезе с металлом. Это открывает перспективы новых оригинальных форм выражения.
Следует обозначить такой момент как техническое исполнение. Это очень важно для художника-исполнителя. Ведь не так много художников виртуозов, которые бы ощущали материал, руководили процессом обработки, знали бы наперед поведение материала.
Но если процесс обработки материала экспериментальный, то ожидаемого результата может и не быть. В это же время эксперимент – важная часть творческого поиска творца, поэтому их необходимо использовать в процессе обучения.
Работая творчески, художник должен руководствоваться такими основными критериями:
· Оригинальность концепции;
· Уровень технического усовершенствования;
· Художественная ценность;
· Вклад в искусство.
Современное развитие художественной ковки требует высококвалифицированных, опытных кадров. Ориентация творца на указанные критерии является гарантом его успеха.